14.04.2023 г.
Как получить надлежащую юридическую помощь и консультативные
услуги
Согласно законодательству Российской Федерации определенные
социальные категории граждан имеют право на получение бесплатной
квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации.
Граждане, имеющие право на получение бесплатной юридической
помощи, порядок ее предоставления регламентированы Конституцией
Российской Федерации, Федеральными законами от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О
бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», от 28.12.2013
№ 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации» (статья 20), от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
(статья 8), от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре
в Российской Федерации» (статья 26), от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе
военнослужащих» (статья 22), от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей» (статья 10), Уголовно-процессуальным кодексом
Российской Федерации» (статья 16), Законом Краснодарского края от
23.04.2013 № 2697-КЗ «О юридической помощи на территории
Краснодарского края», другими федеральными и региональными
нормативными правовыми актами.
На территории края бесплатная юридическая помощь в рамках
государственной системы бесплатной юридической помощи оказывается
государственным юридическим бюро Краснодарского края и адвокатами,
являющимися участниками государственной системы бесплатной
юридической помощи на территории края, гражданам, имеющим право на
получение бесплатной юридической помощи.
Таким образом, прежде чем обращаться за платной юридической
помощью и консультативными услугам целесообразно установить наличие
права их получение бесплатной и обратиться в уполномоченные организации
за ее получением.
Платная юридическая помощь и консультативные услуги
представляется гражданам различными хозяйствующими субъектами,
предпринимателями и организациями и является продуктом их
интеллектуальной деятельности.
В числе данные лиц не все добросовестно относятся к потребителю
услуг и предоставляют их согласно проводимым презентациям, рекламным
материалами, а также оформленным договорным обязательствам, так как в
отличие от других договоров оказания услуг в данного рода правоотношениях
не всегда возможно четко определить конечный результат предоставления
услуги.
При этом территориальные подразделения федеральных органов
исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти,
местного самоуправления и подведомственные им учреждения, а также
государственные внебюджетные фонды и их территориальные подразделения
оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового
консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к
их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации для рассмотрения обращений граждан.
Представляемые данными органами государственные и муниципальные
услуги осуществляются на основании четко регламентированных правовых
процедур при подаче по установленной определенной форме заявлений и
перечня подтверждающих документов. Сведения о данных услугах, формы
заявлений, перечни документов размещены на сайтах указанных
государственных и муниципальных структур.
Пользуясь незнанием потребителей недобросовестные юристы и
консультанты оформляют обращения от имени заказчика услуги и от имени
каждого члена его семьи фактически в порядке, определенном Федеральным
законом от 02.05.2006 №2 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации», и получая деньги за каждую копию обращения,
составленного в декларативной форме из различных ссылок и цитат из
законодательных норм, рассылают их в несколько адресов, включая органы и
организации, которые фактически эти услуги не предоставляют. Например, по
вопросам получения паспорта гражданина Российской Федерации,
предоставления гражданства Российской Федерации, предоставления
убежища, предоставления тех или иных мер социальной поддержки, тогда как
в установленном законодательством порядке гражданин в компетентный
орган не обращался, в удовлетворении его заявлений ему не отказывалось.
Чтобы исключить необоснованные траты на подобных юристов и
консультантов, в первую очередь, необходимо изучить сайт Госуслуг,
официальный сайт соответствующего органа власти, предоставляющего
требуемую услугу, и действовать по определенным на этих сайтах схемам.
При принятии решения о получении юридической помощи или
консультативной услуги за плату следует:
- проверить, зарегистрировано ли лицо, их предоставляющее в Едином
государственном реестре юридических лиц или в Едином государственном
реестре индивидуальных предпринимателей;
- поинтересоваться наличием положительных отрицательных отзывов о
лице, предоставляющем услуги;
- установить фактические местонахождение лица, предоставляющего
услуги по его юридическому адресу;
- оформить договор, в котором максимально прописать вид получаемой
услуги, порядок ее получения, формы и периодичность внесения платы
(единоразово, по степени исполнения определенных этапов услуги,
окончательный расчет), что является конечным результатом предоставления
услуги (например, подготовка заявления в суд; подготовка и направление
заявления в суд, подготовка, направление заявления в суд, уведомление
заказчика о дате регистрации и присвоенном судом номере полученному
судом заявлению и т.п.);
- сохранять все документы и переписку по вопросу предоставления
услуги, в том числе собрать как можно больше информации, сделать
скриншоты сайта организации, переписки с её сотрудниками, найти
подтверждение платежа, реквизиты, по которым переведены деньги.
Рекомендуем насторожиться в случае, если исполнитель услуг:
- самостоятельно нашел вас (в форме звонков, в период беседы в очереди
и т.п.) и настойчиво предлагает помощь;
- убеждает, что «быстро» или «в полном объеме с процентами» вернет
деньги, вложенные в финансовые пирамиды», так как решение данного
вопроса нередко зависит от исхода уголовно правового преследования
мошенников и разрешения судом гражданского дела;
- предлагает «увеличить пенсию», поскольку соответствующие расчеты
с учетом представленных сведений о трудовой деятельности осуществляются
органами Социального фонда России в автоматизированном режиме, т.е. с
использованием специальных программных продуктов;
- обещает «подготовить обращения в государственные и
правоохранительные органы», тем более если ранее в эти структуры вы не
обращались, в удовлетворении ваших просьб и заявлений не отказано. Более
того, жалобы о несогласии с действиями (бездействием) чиновников
принимаются в произвольной форме, с минимальными требованиями к их
содержанию. Так, гражданин в своем письменном обращении в обязательном
порядке указывает либо наименование государственного органа или органа
местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо
фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо
должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество
(последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть
направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть
предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае
необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к
письменному обращению документы и материалы либо их копии;
- утверждает «добьемся 100% результата». Исход события, с целью
наступления которого вы обратились за получением юридической помощи
или консультативной услуги, зависит от множества факторов, все из которых
невозможно учесть при первичном приеме и оформлении договора. Нередко
даваемые обещания не основаны на законе;
- чтобы произвести впечатление позиционирует свою принадлежность к госструктурам, указывать на наличие определенных связей, присылает на
электронную почту различные «постановления Правительства РФ» и
«указания Банка России», «судебные решения», при внимательном изучении
которых не усматривается тождественность ситуаций и т.п.; использует для
введения в заблуждение в названиях фирм и сайтов термины, которые
свойственны для названий государственных и муниципальных структур
(например, - комитет, департамент, координационный).
При первичном общении с исполнителем услуги стоит четко установить,
является ли первая консультация бесплатной, в случае если договор на
получение услуги по итогам ее получения заключен не будет. Так как нередко
стоимость консультации и бесплатна только при его заключении.
Отсутствие необходимой предусмотрительности влечет в последующем
невозможность достижение цели, для которой получалась услуга, и нередко -
вернуть деньги за неполучение фактического результата, а также в ряде
случаев - несение повторных (дополнительных) расходов на судебные споры.
Как обезопасить себя лот мошеннических действий:
- пройдите предварительные консультации в двух-трёх организациях, в
том числе попросите ознакомить вас с нормативными положениям, с учетом
которых исполнитель утверждает о наличии у вас права;
- внимательно изучите договор, который собираетесь подписать,
просите разъяснить каждый непонятный пункт. Проследите, чтобы в
документе была указана не только общая стоимость договора, но и
перечислены цены каждой услуги;
- проследите, чтобы копия вашего договора была подписана
исполнителем услуги;
- не подписывайте акты приёмки-передачи оказанных услуг, если
компания ещё не выполнила свои обязательства перед вами.
- всегда требуйте документы, подтверждающие факт оплаты.